Аналитики Data Insight выяснили, что три лидера российского рынка e-grocery — «ВкусВилл», «Купер» и «Самокат» — растут более чем на 70% в год.
Эксперты Data Insight полагают, что в 2024 году объем онлайн-продаж продуктов и товаров из супермаркетов может достичь отметки в 1,2 трлн рублей. Эта цифра делает категорию четвертой по величине после DIY, Fashion и БТиЭ, хотя она все еще отстает от лидеров примерно вдвое (каждая из трех ведущих категорий имеет оборот свыше 2 трлн руб.). Кроме того, за год объем рынка увеличился на 50%, а количество заказов составило 810 млн (это около 2,2 млн заказов ежедневно) — на 40% больше, чем в 2023 году.
На рынке онлайн-продаж продуктов питания тройку лидеров составляют компании «ВкусВилл», «Купер» и «Самокат». Согласно результатам исследования, они продемонстрировали рост выручки более чем на 70% по сравнению с предыдущим годом, что превышает средние показатели всего рынка (рост на 50%). Средний чек онлайн-покупок продуктов в 2024 году составил 1 500 рублей, что на 8% больше, чем в 2023 году. Такой рост обусловлен инфляцией и стратегиями компаний, стимулирующими увеличение среднего чека через платную доставку или минимальные суммы заказа. В отличие от других категорий, где дробление чека может происходить из-за роста доли маркетплейсов, в сегменте e-grocery этого не наблюдается благодаря отсутствию модели доставки в пункты выдачи (ПВЗ). Хотя темпы роста рынка немного снижаются (с 57% в первом квартале до 33% в третьем), это не связано с увеличением базы. Абсолютный прирост снижается, однако это не уменьшает потенциала сегмента.
Доля онлайн-каналов в продажах продуктов питания составляет лишь около 5%, что делает этот сегмент одним из наиболее перспективных для дальнейшего развития. Несмотря на различия в подходах, все три компании демонстрируют схожие высокие темпы роста, подтверждая, что рынок e-grocery достаточно гибкий и разнообразный для успешного существования различных моделей бизнеса. В статистику были включены продажи через сервисы экспресс-доставки (например, «Самокат», «Яндекс Лавка»), агрегаторы доставки («Купер», «Платформа Яндекса») и онлайн-сегменты крупных ритейлеров («ВкусВилл», «Лента», X5…). Из универсальных маркетплейсов в расчеты вошел только Ozon Fresh. Эксперты проанализировали только те каналы, где продаются свежие продукты, и исключили из статистики продажу бакалеи и non-food FMCG через неспециализированные площадки.
Читайте также: |